В гостях у Сергея Алексеева. Павда 2015
«Сокровища Валькирии» я прочитал за два дня, хотя книга немалая — более 400 страниц. Читал взахлеб, все перемешано — история Урала, мистика, сакральные моменты — не поймешь, где исторические факты, а где вымысел автора. Но нужно быть очень разносторонним человеком, да и иметь, действительно, незаурядные способности, чтобы написать подобную штуку — думалось мне тогда. И было стойкое ощущение — будет продолжение знакомства с творчеством Алексеева.
С той поры прошло уже лет 8-10, сюжетная линия стерлась из памяти, а вот ощущение того, что автор где-то рядом, не покидало. И не зря.
Оказалось, Сергей Трофимович не так давно перебрался из Белокаменной на Урал, ближе к истокам, к людям. Купил небольшой домик в поселке Павда Новолялинского района и здесь черпает теперь вдохновение для своих новых работ. Большой дом он начнет строить летом, а пока второй год ютится в маленьком.
Наше знакомство состоялось на базе «Таежная Рось».
По приглашению главы администрации Павды Игоря Стольникова мы (Юрий Гунгер и Михаил Цыганко) приехали для знакомства с автором. База эта интересна тем, что построена в старинном славянском стиле: рубленые домики, огромная трапезная, неподалеку банька. Здесь соблюдают старинные обряды славян. Вот и в наш приезд разговор шел о том, какой орнамент разместить на шторах трапезной. Все сплошь молодежь — лет 30-35, а среди них сразу бросился в глаза Сергей Алексеев: осанистый, с открытым лицом и длинными волосами, несколько даже величавый — центр притяжения. Но это внешняя величавость исчезла, едва начался наш разговор. Сергей Трофимыч оказался внимательным собеседником, больше слушал, чем рассказывал, и, не зная, кто он на самом деле, можно было и не узнать известного писателя.
Продолжился этот разговор в гостях у Сергея Трофимовича — хозяин напоил нас чаем с отличным алтайским медом и рассказал интересную историю о том, как ему достался этот мед. Во время поездки по Алтаю к нему подошел мужчина и спросил, не Алексеев ли он. Когда тот ответил утвердительно, мужик признался, что читал его довольно много, но все скачивал из интернета, не заплатив за это ни копейки. И вот теперь желает отблагодарить автора, и за каждое прочитанное произведение дарит баночку меду. Приятно кушать мед с такой историей. Нам тоже перепало по подарочку — по книге с автографом. Мы были свидетелями случая, когда простой рабочий поинтересовался у Алексеева о его творчестве. И тот на простой вопрос: «Трофимыч, а книжку не подгоните? Я ее в бульдозере повешу и читать буду на перекурах» — тут же вынес книгу с дарственной надписью.
Сейчас автор очень много работает. Как говорят его товарищи, встает он в 4 часа утра, работает по 16 часов в день.
Наметили кое-какие планы на лето. Павда — старинный горнозаводской поселок, Максим Походяшин и здесь оставил свой могучий след. Рудники разрабатывались не так далеко от поселка, и был в тех рудниках довольно неплохой интересный малахит: мне доводилось видеть почки и сферолиты малахита на кварце. Это и есть наш совместный интерес на следующее лето.
А потом был визит в местный музей — маленький, уютный, но достойный поселковый музей. С Юрием Владимировичем мы здесь уже не в первый раз, заметны перемены к лучшему, экспонатов стало больше, и это радует. Глава поселка тоже доволен, есть что показать.
Еще одна загадка Павды — метеорит, упавший в окрестностях Павдинского Завода еще в 1890 году.
Заметка из газеты 1890 года о падении метеорита в окрестностях Павдинского завода.
В 7 1/2 часов ясного утра, 10 марта, жители [Павдинского] завода были удивлены сильным густым звуком наподобие пушечного, потрясшим самые крепкие здания. Переполошенные такою странностью, все находившиеся в домах, выбегали на двор узнать причину.
Когда, после тщательного осмотра, убеждались, что ни крыша, ни дом не обрушились, то, оправившись от испуга, начали мало-помалу выходить на улицу с предположением — не у соседа ли что случилось? Оказывалось, сосед и другие вышли с теми же думами.
Но вскоре недоумение было разъяснено бывшими в тот момент на улице. Очевидцы рассказывают, что в северо-восточной части горизонта ими был усмотрен в воздухе летевший предмет, от которого сыпались змейками искры, как вдруг блеснула сильная молния, образовав красноватый сноп огня, после чего осталось густое облако; спустя минуты 2 и 2 1/2, послышался раскат грома. Принимая во внимание скорость прохождения звука в воздухе, надо предполагать, что разрыв предмета произошел недалеко. Звук слышали и видели летевший предмет в окрестностях на 35 верст.
Партии рабочих, не видавшие предмета, но слышавшие звук, свои мнения выражали разно: одни думали, не разорвало ли пороховниц, оставленных в лесных избушках вдали от работ (работающие преимущественно лесники), другие — не разорвало ли у отсутствующего товарища ружья, и вообще все из разрозненных групп спешили бежать к другим, чтобы узнать о случившемся.
Интересно знать, метеор ли это был или что другое, и на каком пространстве был замечен.
Павдинский завод Верхотурского уезда«Екатеринбургская неделя», № 12, 25 марта 1890 г.
Сам поселок Павда отличается от всех населенных пунктов Северного Урала какой-то самобытностью, нетронутостью архитектуры, и более похож на одно из поселений Среднего Урала — оседлого, обжитого и более богатого края. Железо, а тем более, пластиковый сайдинг не испохабили добротных бревенчатых изб и построек. Павда и живет как-то по-особому, будучи отшельником в лесной глуши. Это притягивает и заставляет возвращаться сюда.