Отчеты о путешествиях

Путешествие на плато Кваркуш и Жигаланские водопады

Решение выбраться в июньские праздники на плато Кваркуш и Жигаланские водопады пришло как-то спонтанно. За час собрались и выдвинулись в горы на нашей старенькой видавшей виды «Шевроле-Ниве». Дело в том,  что на водопадах мне приходилось бывать раз двадцать, а то и более. Минуло уже девять лет, как я туда не добирался – изучал другие углы  Северного Урала. А вот из остальных членов семейства там бывал только старший сын Иван. Само собой, частенько приходилось  выслушивать критику от домочадцев по этому поводу.

И вот мы в дороге. Дорога изрядно пострадала весной этого года: движение лесо- и бензовозов в мае не запрещалось, дорога не закрывалась. В советские времена за этим следили, а сейчас некому. Следствием этого стала повылезавшая и вспучившаяся тут и там глина, а в сырых местах – сильная колейность от лесовозов. Несмотря на это, на Жигалане мы встретили несколько легковушек отечественного и импортного производства. Как это  надо не любить свою машину, чтобы забраться сюда?! Или настолько любить природу?

По дороге заезжаем к подножию Главного Уральского хребта, где с ходу удается добыть несколько кристаллов горного хрусталя. Эта благородная разновидность кварца не редкость в наших горах. Даже поблизости от ГУХа  мне известно как минимум пять пунктов минерализации с горным хрусталем. А какие названия мы им давали в свое время в честь первооткрывателей: «Димкина Жила», «Наташкина Радость» и другие!

 

Отмечаемся на границе «Европа-Азия», делаем пару фото и выдвигаемся далее. Здесь дорога еще более-менее поддерживается золотодобытчиками. Их горные работы ведутся на реке Сурья справа и слева от дороги и далее на реке Саменка  ближе к Кутиму.

На реке Улс, там где раньше, лет 20-30 назад, стоял поселок лесозаготовителей,  буквально за полгода выстроили базу отдыха «Кваркуш». Народ отдыхает, пьет пивко, много техники. Улс переезжаем по мосту, хотя мостом это сооружение назвать теперь  трудно. Некогда добротный лесовозный мост теперь представляет печальное зрелище: бревенчатый настил изгнил и провалился, сверху настелен какой-то березовый жердовник, хворост,  огрызки досок и фанеры. При нас  провалился УАЗик. Другой завалился на бок неподалеку. Решившаяся на преодоление реки вброд двойник нашей «Шевроле-Нива» теперь  тоскливо стоит, пропуская холодную воду через двери. Тут же организуется  операция по ее извлечению. Подключаются и внедорожники, и багги. В общем, приключений в тайге хватает. Тем более, если водители бывают подогретыми горячительным зельем и не имеют достаточного опыта вождения в лесу.  Наш путь лежит далее, к маленькой горной речке Жигалан, до которой от Улса чуть более 10 км.

Народу на Жигалане, как всегда в выходные дни — пруд пруди. Везде  видны бивачные шатры, палатки, внедорожники. Дети насчитали  около 80 единиц техники. А ведь были времена лет 20-25 назад, когда до Жигалана добирались лишь охотники, да лесорубы. Тогда прямо на поляне возле дороги приходилось  мне стрелять сразу по нескольку рябков на супешник. Черника была во множестве, просто сине-черный ковер на склонах. Собирали по 5-6 ведер на брата часа за три, отдыхали и ехали обратно домой. При  этом никто из 25-ти человек далее 50-100 метров от машины не отходил.

Выдвигаться на Кваркуш решаем ночью. Во-первых, ночевать на границе леса спокойнее,  там «тишина и никого нет», а во-вторых, места более интересные, горные. Третья причина, это то, что ночи у нас сейчас   белые и светло как днем. Да и никому из нас до того не приходилось ходить ночью в  горы. Знаменитые водопады проскакиваем, почти не останавливаясь, в надежде на завтрашний день и хорошую погоду.

Ставим лагерь километрах в пяти выше, на границе леса. Уставшие и сонные, все падают «без задних ног», а мы со средним сыном Алексеем  решаем подняться на плато и дождаться рассвета в горах. Известно, что самые лучшие фотки получаются именно на рассвете и на закате. Но тут нам «дали прикурить» наши верные друзья – комары. Эти насекомые четко предчувствуют дождливую погоду и начинают звереть. Но нас комарами не напугаешь, мы местные. Только брызгалку-антикомаринку забыли взять…

Рассвет был недолог – буквально на несколько секунд вынырнуло солнышко из ватных облаков, и  спряталось надолго. Сделав несколько кадров, спускаемся в лагерь и падаем в свои спальники: есть пара-тройка часов  до подъема.

Не успеваем заснуть, как палатки начинает трепать сильный ветер, ливень обдает тент, струи воды стекают  со всех сторон и бурлят под палаткой. Как же хорошо в такой момент похрапывать в сухом теплом спальном мешке!

Погода в горах непредсказуема, меняется по нескольку раз на дню. И вот ближе к обеду ветер приподнимает тучи, туман уползает куда-то выше на плато. Плотно обедаем вчерашними шашлычками, попиваем ароматный чаек с конфетами, дымком и горными травами, и выдвигаемся вверх по Жигалану.

 

Здешние пейзажи удивительны по  своей красоте и своеобразию. Гигантское (около 50х20км) плато, прорезанное речными долинами, шапки огромных снежников, альпийское цветное разнотравье, разноголосые птичьи трели – все это не оставит равнодушным даже самого заядлого скептика и домоседа. На этот раз было просто какое-то засилье кукушек, они летали и куковали со всех сторон.

Зимой снежные бури забивают речные распадки многометровыми слоями плотного снега, а летом этот снег тает до самой осени, питая чистейшие горные речки. Удивительное зрелище: реки и крупные ручьи, уходя в такие снежные массивы, протапливают своим теплом огромные ходы-пещеры, длина которых иной раз доходит метров до ста. Эти снежные пещеры довольно опасны. Существует предание, что манси, ехавший на нартах, провалился в такой речной ход, не имеющий выхода, да так и погиб. Не стоит также кататься по снежникам на неразведанных заранее склонах: эти  склоны могут заканчиваться отвесными стенами высотой до 10-20 метров.

Удивительно альпийское разнотравье Кваркуша: здесь и Золотой корень (родиола розовая), пользующийся заслуженным уважением, особенно у мужской половины,  и Марьин корень (пион уклоняющийся), и цветущая терпкая и душистая, самая вкусная ягода Урала – княженика, морошка, и ложный Золотой корень – родной брат настоящего, только бесполезный и бестолковый. А также множество других цветов и трав, названия и назначения которых мы не знаем.

Ложный Золотой корень
Пион уклоняющийся (Марьин корень)
Куст Марьиного корня
Княженика

Родиола розовая (Золотой корень)

Неожиданно из тумана на нас выбегает довольно большой пес. Мы немного напрягаемся, но видя виляющий хвост, убеждаемся в добрых намерениях животинки. Приласкав собаку, видим над глазом присосавшегося клеща. Осторожно убираю его и тут же вижу второго, потом третьего и так далее. Всего десяток. Напитые, крутобокие. Пес радуется избавлению от кровососов и дальше весь путь сопровождает нас. Оказалось, что здесь он уже давно. По всей видимости, потерялся и остался здесь на постоянное место жительства.

Операция по извлечению клещей

Бродим в неплотном тумане по Кваркушу, наслаждаясь видимыми красотами. Редки здесь солнечные дни. Но и в легком тумане Кваркуш хорош и величествен. Для тех, кто решится приехать в это место впервые, неплохо будет знать, что подниматься до водопадов можно и в легкой обуви: кроссовках и даже в сланцах, а  вот  на плато следует идти в сапогах. Берцы и ботинки, которые так любят туристы из Европы, вообще не подходят для нашей сырой и болотистой тайги. Второй совет касается теплой одежды. Кваркуш – это горная система. Поэтому даже в теплое летнее время здесь возможны зимние явления: снег и метели. Лучше иметь при себе теплый свитер и куртку. Лет 20 тому назад в конце октября мы попали на Кваркуше в сильную метель, когда довольно теплый осенний вечер вмиг превратился в морозную и вьюжную зимнюю ночь, заставившую нас остановиться на холодную ночевку  в русле ручья. За ночь тогда выпало более полуметра снега.

Еще одна коварная черта Кваркуша – сильные туманы. Как-то приходилось ходить по плато при видимости 3-5 метров. Конечно, нужно иметь при себе навигатор или компас, а также представлять себе, в какую сторону света и к какой реке или дороге нужно выходить. Каждому туристу нужно иметь при себе спички в непромокаемой упаковке и мало-мальский продуктовый набор.

Ближе к вечеру спускаемся к водопадам, немного снимаем. Народу – не протолкнуться. Просто какой-то туристический конвейер. Непривычно как-то видеть такое на нашем диком Северном Урале.

Попив чайку с соседями по лагерю, выдвигаемся в обратном направлении. По пути встречаем семейство молоденьких зайчат. Четверо ушастых братцев, нисколько не боясь людей, скачут по дороге, подбегают прямо к машине, позируют при фотосъемке.

Вдоволь насмотревшись и набегавшись за зайцами, продолжаем путь. В наших планах значилась ночевка на базе Баронское зимовье, встреча там с друзьями, рыбалка на реке Вагран и баня.

https://zolotoy-kamen.ru/baronskoe-zimovye/baza-otdiha

Но нашим планам не суждено было сбыться. Подводит автомобиль. Пытаемся ремонтировать, но тщетно. Далее с приключениями (два порванных буксировочных троса, разбитая крюком крышка капота, порванное колесо, срезанная на колесе шпилька), зацепленные за груженый лесовоз к трем часам утра, добираемся до Североуральска.

Вроде бы обычная, рядовая поездка, коих были даже не десятки, а сотни. А все равно приятно вернуться в такие места, познакомиться с новыми людьми, насладиться красотой тайги и гор… А еще, каждая такая поездка с детьми – это пусть небольшой, но запоминающийся на всю их жизнь урок. Урок одновременно географии, биологии, физики, физической культуры, природоведения, астрономии. И любви к Родному краю, к Северному Уралу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *