Главная » История Североуральска » К 260-летию Североуральска

К 260-летию Североуральска

Город Североуральск. Фото А. Омельченко

В 2018 году исполнится 260 лет Североуральску. Кто-то скажет: как так? Ведь городом он стал в 1944 году. И будет прав: именно стал. А основан он в 1758 году при императрице Елизавете, дочери Петра I, за 18 до появления на карте Мира США. Его первое имя — Петропавловский завод. Но почему-то многими это
воспринимается с большим трудом и даже отвергается.

Справочник «Почётные граждане», изданный библиотекой, даёт заголовок: «245 лет со дня основания села Петропавловского (города Североуральска)». Вроде всё правильно, кроме одного: исполнялось 245 лет со дня основания Петропавловского завода (Североуральска). Ещё правильней было бы сказать «… 245 лет со дня основания Североуральска».
Созданный не очень давно и опубликованный на сайте Библиотеки краеведческий сборник «Моя семья здесь 200 лет живёт» в разделе «Баяновка» утверждает: «В конце 1750-х годов вступил в действие железоделательный и медеплавильный заводы на реке Вагран. С этого времени началась добыча руды на Баяновском разрезе. Для рудокопов на берегу реки Колонги у подножия горы Золотой были выстроены бараки, в которых жили приписные крестьяне. В 1870 году Петропавловский завод, плавивший руду, сгорел». О каких заводах речь да ещё на реке Вагране? Какой документ говорит о том, что Баяновский разрез существовал в 18 веке? Что это за РАЗРЕЗ? На основании чего утверждается, что Петропавловский завод, плавивший руду (какую руду?), сгорел в 1870 году, если он был закрыт в 1827 из-за нерентабельности и обветшалости строений и оборудования?!
Методичка Управления образования в помощь учителю «К 60-летию города Североуральска (?) (историческая справка)» : Говорится, что Походяшин родился в 1729 году, хотя к 2004 году уже было известно и публиковалось, что родился он 1708 году. И всё дальнейшее цитируется частично по Словарю Верхотурского уезда с фантазией про бассейн Сосьвы, первых переселенцах из Чердынского уезда, про руду из Колондинского рудника, про четыре завода (?), построенные Походяшиным.
.Методичка Центральной детской библиотеки «На серебряном меридиане» с массой грамматических ошибок. И с утверждением, что Петропавловский завод построили 4,5 тысячи крепостных крестьян Чердынского уезда. И о том, что горные офицеры искали и находили всё новые железные и медные рудники. Полный абсурд! В обязанность горных офицеров никогда не входил поиск рудников. Обязанности их определил ещё Петр I. Завод строили не приписные крестьяне, а вольнонаёмные люди разных сословий из Верхотурья и других мест.
Говорится, что первая деревянная церковь сгорела, хотя документы говорят о том, что она существовала рядом с храмом Петра и Павла ещё и в 19 веке. Что своё название завод и село (?) получили благодаря церкви, в то время как документы говорят, что название дал сам хозяин, когда ни завода, ни селения при нём ещё не было, как не было и церкви. Автор сообщает, что в 1944 году «посёлок Североуральский бокситовый рудник был переименован в город Североуральск». Ясно, что библиотекарь никогда не читала Указа Верховного Совета РСФСР на этот счёт.
Примеры несуразностей и неточностей по истории города, публикуемых в разных изданиях, можно продолжать бесконечно. Неверные сведения по истории края звучат со сцены на массовых мероприятиях, в средствах массовой информации.
Отчасти это объяснимо тем, что составители и издатели методических и справочных материалов, сценариев исторического плана пользуются источниками, опубликованными (изданными) в разное время. При этом сведения об одном и том же могут даже коренным образом отличаться просто потому, что новые сведения о прошлом нашего края постоянно ищут и находят историки и краеведы-общественники. И чтобы не путаться, надо следить за их публикациями и пользоваться проверенным материалом.
Ошибались и маститые, известные краеведы прошлых веков. Например, Чупин, Кривощёков и другие. Некоторые их утверждения опровергнуты или уточнены современными историками и краеведами.
К сожалению, и в наше время есть творцы мифов. Например, в Североуральске издали большим тиражом книжицу «Слово о каменьях земных». В ней о том, что походяшинский поисковик Григорий ПосТников был ещё и поэтом, сочинившим это пресловутое «Слово». Всё, что там написано от автора, не выдерживает критики. Не подтверждается ни одна дата из таблицы «открытий». А сами стихи уральские учёные геологи и словесники, подвергнув научному анализу, справедливо назвали фальсификацией. Для чего это сделал автор, прекрасно знакомый с новыми сведениями об истории края и о том, что фамилия героя его книги пишется без буквы «Т», – теперь уже никто не скажет, его нет в живых. Вывод один: не надо верить ни одному слову этой брошюры, ни одной дате! И утверждение, что Постников был поэтом – полный бред. Статья Фальсифицированное «Слово…» была опубликована в газете «Уральский рабочий» №10 19 января 1999 года. О времени написания и авторстве «Слова» написал О.Иванов в Уральском геологическом журнале №5 за 1998 год. Ищите в Интернете.
ЧЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ в качестве справочного материала?
Многие небылицы, вопросы и неясности об основателе нашего города и истории края поможет снять работа историка Михаила Сергеевича Бессонова «Родословие верхотурского купца и заводчика М.М.Походяшина». Опубликована в 5 выпуске журнала «Уральский родовед» за 2001 год, издан Уральским Историко-Родоведческим Обществом в Екатеринбурге. Есть в библиотеках.
С таким же названием и более полную статью можно найти в «Материалах Первой Уральской родоведческой научно-практической конференции. 15-16 ноября 2001 г.» Екатеринбург, 2003. Стр.66-69. Есть в Интернете.
Можно использовать статью «Память купца и промышленника Максима Походяшина хотят увековечить», опубликованную в газете «Глобус» (Серов) 19 апреля 2015 года.Ввот ссылка:
http://serovglobus.ru/pamyat-kupca-i-promyshlennika-maksima-poxodyashina-xotyat-uvekovechit/#hcq=1Dn…
Наиболее полные сведения можно найти на главной странице сайта «Город на Вагране» за 2012 год в статье Е. Мылова «История Североуральска».
С осторожностью можно применять сведения из ВИКИПЕДИИ, где многое опущено, неудачно сокращено и есть неточности. Например, поселение Петропавловского завода зовётся селом, тогда как вплоть до начала 20 века на картах и в документах поселение называлось Петропавловский завод. Часто с добавлением «упразднённый». В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году, поселение названо «Петропаловское село». Селом поселение стало после отмены крепостного права. В советскую эпоху по статусу это был рабочий посёлок.
Тем не менее, со сцены ДК звучит и в газетах говорится, например, о 250–летии села Петропавловского, тогда как речь должна идти о 250, 255 (так далее) и 260-летии Североуральска, которое состоится в 2018 году. История Североуральска — это история поселения, основанного в 1758 году как Петропавловский завод и получившего в 1944 году статус города с названием Североуральск. Это единая история, неотделимая от прошлого, каким бы оно ни было на взгляд того, кто об этом пишет. Новое имя получил не посёлок СУБРа, а рабочий посёлок Петропавловский. Не надо путать понятия «завод» — как предприятие, со словом «завод», входящим в название поселения. Предприятия (завода) уже нет, а в названии поселения слово «завод» осталось и продолжает жить даже после изменения статуса поселения..
С 1987 по 2004 год редакция газеты «Наше слово» издавала историко-краеведческие номера «Вагран». Пользоваться публикациями того времени тоже надо с осторожностью. Поскольку некоторые сведения в нём уже уточнены или даже опровергнуты.
Годы жизни основателя города М.М. Походяшина 1708 – 1781 (январь – по новому стилю).
Часто неправильно называют фамилию верхотурского крестьянина рудоискателя (рудознатца) Григория Никифоровича ПОСНИКОВА. В его фамилии нет буквы «Т». Такая ошибка есть даже в официальном паспорте Городского округа в Интернете и в названии улицы в посёлке Крутой Лог. Это Г.Посников, а не Богомолов, как утверждал «Вагран», первым нашел железную и медную руды по берегам Колонги. Документы об этом имеются.
Не надо путать даты официальной регистрации статуса посёлков с датами их основания. Они могут отличаться значительно. Даты основания посёлков и даты работы в них школ можно найти в книге «Деревенька моя», изданной в 2015 году в Североуральске.
Немало путаницы и в датах рождения школ. Например, за такую дату принимают переезд школы в новое здание или смену нумерации школы. Работу Евгения Мылова на этот счёт «Забытые школы, забытые имена» можно найти в Интернете. Есть об этом и на сайте «Город на Вагране» за 2012 год в его статье «История Североуральска».
По ряду причин за последние 15 лет краеведение не было в почёте ни в школах, ни в средствах массовой информации. Выросло поколение североуральцев, не интересовавшееся историей родным мест или совсем её не знающее. Тем более важно соблюдать точность во всём, что касается истории города, СУБРа, Богословского округа, соблюдать преемственность царского и советского её периодов как единой истории нашего края — в средствах массовой информации, в методических и справочных материалах, в публичных мероприятиях и выступлениях.
Благодарю за внимание!
С уважением – Сысуев Юрий Николаевич.
По всем вопросам, качающимся истории нашего города, можно обращаться к администрации сайта. Мы поддерживаем связь с нашими авторами.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован и передан третьим лицам (Политика конфиденциальности). Обязательные для заполнения поля помечены *

*

 Jerseys For Cheap